«Теплом ладошек»

                                       Министерство социальной политики Красноярского края

Краевое государственное бюджетное  учреждение социального обслуживания

«Центр социальной помощи семье и детям «Бирилюсский»

Школьная ул. 2, с. Новобирилюссы, Бирилюсский район, Красноярский край, 662120,

е-mail: CentrBir@krasmail.ru,  тел.   8-39150-2-12-32

 

                                                                                                                                                       Утверждаю

                                                                      Зам. директора КГБУ СО «Центр социальной

                                                               помощи  семье и детям «Бирилюсский»

______________ В.П. Сосулин

«____» ____________ 2019г.

 

 

Комплексная программа 

Социально — психолого-педагогического сопровождения

 замещающих семей Бирилюсского района

 

 «Теплом ладошек»

 

 

Разработали:

                                                                                                педагоги- психологи

КГБУ СО «Центр социальной

помощи семье и детям «Бирилюсский»

                                                                                                                     _______________

О.И. Иващенко

_______________

Ю.А. Лавринова

 

 

с. Новобирилюссы, 2019 год

                                    

 

Содержание

 

 

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Цели и задачи
  4. Сроки реализации
  5. Формы и методы реализации
  6. План проводимых мероприятий в рамках программы.
  7. Ожидаемый результат
  8. Приложение

 

  Паспорт  программы

 

Наименование программы

Комплексная программа психологического сопровождения замещающих семей, Бирилюсского района  «Теплом ладошек»

Разработчики программы

Педагоги-психологи КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Бирилюсский».

Основание для разработки программы

Создание клуба для замещающих семей Бирилюсского района.

Цель программы

 

Социально-психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей.

Задачи программы

 Принятие позиции родителя для приемных детей в семье.Повышение ответственности в отношении приемных      детей.Укрепление детско-родительских связей.Самоанализ произошедших изменений (положительных, отрицательных).Поддержание положительного психо — эмоционального фона в семье.

Сроки реализации программы

Январь 2019 – декабрь 2019г.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

Благоприятная обстановка в семье. Комфортное пребывание детей в замещающей семье.

Участники реализации программы

Замещающие семьи, проживающие на территории п. Рассвет и с. Новобирилюссы.

Формы и методы реализации программы

Диагностики, опросы, анкетирования по проблемным темам, дискуссии, групповые и индивидуальные занятия с элементами тренинга, в домашних условиях и вне дома, беседы, консультационные беседы  с детьми и родителями по существующим проблемам и с целью повышения психологической грамотности,  конкурсы и творческие мастерские.

 

Пояснительная записка

 

Процесс  взаимной  адаптации  замещающей  семьи  и  приемного ребенка можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кризисы, так как  вхождение ребенка, оставшегося без родительского попечения, в  замещающую  семью независимо от формы семейного устройства порождает множество проблем, возникающих на разных стадиях ее формирования. Здесь особую роль приобретает профессиональная помощь замещающей семье, которая становится необходимым условием ее эффективного функционирования.

В настоящее время замещающий родитель осознает необходимость профессионального психолого-педагогического сопровождения своей  семьи, это  подтверждается обращениями за помощью к узким специалистам.

Существование рисков, связанных с замещающим семейным попечением, которые делают актуальным психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье (невыполнение приемными родителями воспитательных обязательств в отношении ребенка, позиция попустительства, проблемы с социальной и психологической идентичностью).

Построение модели психолого-педагогической поддержки замещающих семей и ее реализация должны основываться на реальных проблемах  замещающих  семей. Замещающие родители нуждаются в помощи и профессиональной поддержке специалистов:

- на этапе адаптации в процессе вхождения ребенка в семью

- в установлении контакта с приемным ребенком

- в решении конфликтных ситуаций

- в преодолении трудностей в психофизическом развитии

- коррекции негативных особенностей становления личности ребенка в ходе взросления

- в построении взаимоотношений с кровными родственниками ребенка и др.

Психолого-педагогическое и социальное  сопровождение  замещающей  семьи – это  система  психолого-педагогических и социальных мер,  направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье и обеспечивающих такие психолого-педагогические  и  социально-психологические  условия жизнедеятельности  замещающих  родителей  и  ребенка,  которые способствуют  полноценному  развитию  и  социализации  личности приемного  ребенка и повышению психолого-педагогической  компетентности замещающих родителей.

Представленная программа социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей ориентирована, прежде всего, на профилактику кризисных явлений в семьях с приемными детьми, актуализацию ресурсов замещающих семей, а также профилактику возвратов детей из замещающих семей в интернатные учреждения.

Программа опирается на общепринятые психолого-педагогические принципы:

- принцип приоритетности интересов ребенка и соблюдения его прав;

- принцип природосообразности, предполагающий учет  возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, знание зон ближайшего развития, определения возможностей, уважения уникальности и своеобразия каждого конкретного ребенка;

-  принцип единства и целостности, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности приемного ребенка, обеспечение взаимной компенсации и взаимодополнения;

- принцип системности в организации жизнедеятельности детей и замещающих семей;

- принцип ценностного подхода;

- принцип сотрудничества и открытости, взаимное согласие и солидарность всех участников программы в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения;

- принцип целесообразности, актуальные подходы к работе с замещающей семьей;

- принцип последовательности и преемственности в соблюдении этапов оказания помощи семье;

- принцип соблюдения конфиденциальности.

Цель: социально — психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей.

Актуальность данной программы: заключается в увеличении количества замещающих семей, находящихся на территории Бирилюсского района, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке и социальном сопровождении.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

  • Принятие позиции родителя для приемных детей в семье.
  • Повышение ответственности в отношении приемных детей.
  • Укрепление детско-родительских связей.
  • Самоанализ произошедших изменений (положительных, отрицательных).
  • Поддержание положительного психо — эмоционального фона в семье.

 

Данная программа рассчитана на родителей и детей из замещающих семей, проживающие на территории п. Рассвет и с. Новобирилюссы.

 

Сроки реализации программы:

Период реализации программы январь  2019 – декабрь 2019г. При анализе проведенной работы с семьями возможно  продление программы при ее корректировке.

 

 

Формы и методы реализации программы:

  • Психодиагностика семей на наличие трудностей в детско — родительских отношениях.
  • Педагогические опросы, анкетирования по проблемным темам (родительская компетентность).
  • Дискуссии, диспуты, занятия с элементами тренинга, беседы, консультации.
  • Групповые и индивидуальные занятия, с родителями и детьми вне дома.
  • Творческие мастерские, конкурсы.

 

В ходе реализации программы запланировано межведомственное взаимодействие и полноценное сотрудничество с органами опеки и попечительства администрации Бирилюсского района, коллективом «Молодежного центра», ЦКС «Рассветовский ДК».

 

 План мероприятий

в рамках реализации комплексной социально-реабилитационной программы по психологическому сопровождению семей,

находящихся в социально опасном положении и профилактическом учете

на территории Бирилюсского района

Наименование мероприятий

Ответственный, должность

Сроки проведения

Участники

1. Психологическое занятие с проведением диагностики и опроса взрослых и детей.“Любить или воспитывать…”  «Центр семьи «Бирилюсский», (педагоги-психологи).Партнеры:Специалист органов опеки и попечительства администрации Бирилюсского района.«Молодежный центр» (площадка). «Рассветовский ДК» (площадка).. январь 2019г. Родители и дети замещающих семей.
2. Занятие с элементами тренинга«Живое слово». «Центр семьи «Бирилюсский», (педагоги-психологи).Партнеры:«Молодежный центр», (площадка), «Рассветовский ДК» (площадка).  май 2019г. Родители и дети замещающих семей.
3. Творческая мастерская«Семейный очаг».Изготовление домашнего оберега.Диагностика детей. «Центр семьи «Бирилюсский», (Педагоги-психологи)Партнеры: «Молодежный центр», (площадка), «Рассветовский ДК» (площадка). август 2019г. Родители и дети замещающих семей.
4. Вопрос ответ«Что я знаю, что хочу знать?». «Центр семьи «Бирилюсский» (педагоги-психологи).Партнеры: Специалист органов опеки и попечительства администрации Бирилюсского района.«Молодежный центр» (площадка).«Рассветовский ДК» (площадка). Ноябрь 2019г. Родители замещающих семей.
5. Анализ проведенной работы.  Результат. Педагог-психолог КГБУ СО «Центр семьи Бирилюсский». Декабрь 2019г. Педагоги-психологи КГБУ СО «Центр семьи Бирилюсский»

 

Ожидаемые результаты

- Благоприятная обстановка в семье.

- Комфортное пребывание детей в замещающей семье.

-Повышение психолого-педагогической компетенции родителей из замещающих семей.

-Снижение риска возвратов детей из замещающих семей в интернатные учреждения.

 

 Используемая литература

 

  1. Зузина Г.В.  Мы и наши дети. Родительское  собрание/Пачаткова школа-№7, 2007.
  2. Млодик И.Ю.Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему.(Родительская библиотека).-М.: Генезис, 2009. 3-е изд.- 232 с.
  3. Система работы с родителями: разработки внеклассных мероприятий и родительских собраний/ авт.-сост. Г.А. Леликова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Тимонина Л.И. как на самом деле любить своих детей. Родительское собрание/ Классный руководитель — №2, 2008.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? Издание 2-е. М.: ЧеРО, 1998 г.
  6. Эйдемилер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: «Фашум», 1996 г.
  7. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. Книга для будущих родителей. – М.; Детская литература, 1989.
  8. Ослон В.Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи.  Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Вопросы психологии, 2001

 

 

 

1   Любить или воспитывать?

 

Тема семьи и воспитываемых  в ней детях социально значимая и привлекает большое внимание общественности. На территории Бирилюсского района проживают семьи,  в которых воспитываются опекаемые дети. Для кого — то это родные по крови люди, а для кого-то это просто родные души, но все это любимые дети. Когда ребенок появляется в семье, это очень хорошо, а хорошо ли ребенку в «новой» семье? А правильно ли родители ведут себя по отношению к ребенку? А может кто-то из них нуждается в помощи? Именно эти вопросы и послужили причиной возникновения программы по психолого-педагогическому сопровождению «замещающих» семей под названием «Теплом ладошек».

Программа стартовала с января 2019г. Участниками данной программы стали 7 семей  проживающих в п. Рассвет, 5 семей проживающих в с. Новобирилюссы и 3 семьи с. Арефьево. Программа проводится на 2-х территориях, двумя специалистами.

Первое занятие проведено в январе месяце под названием «Любить или воспитывать», на котором педагоги – психологи совместно с опекунами разбирались в этом вопросе. Взрослые примеряли на себя образ ребенка и пытались прочувствовать родительское влияние на те,  или иные действия. Существует множество информации рекомендательного характера, на нашей встрече мы касались  некоторых из них. Учились принимать ребенка как индивидуальность, разбирали разные подходы в решении разных вопросов и пришли к общему мнению —  самое главное для ребенка – чтобы его любили «безусловной любовью».

Итогом занятия явилось осознание взрослыми людьми реального поведения при взаимодействии с детьми их положительные и отрицательные моменты. Именно в этом признавались участники при обратной связи.

Педагог-психолог О.И.Иващенко.

??????????????????????????????? ???????????????????????????????

 

 

 

 

 

 

 

2 Общаться нужно уметь.

 

В рамках программы по психолого-педагогическому сопровождению замещающих семей «Теплом ладошек» педагогами психологами проведено очередное занятие с замещающими семьями.

Тема занятия  «Живое слово», на котором разбирали вопрос, как нужно общаться, чтобы тебя понимали. Ведь многое зависит от того «что» и «как» ты говоришь.

На занятие были приглашены родители вместе с детьми, такая форма работы является более плодотворной, так как подразумевает совместное взаимодействие участников.

На занятии дети учились правильно понимать смысл доводимой информации через  сказку, а родители учились передавать их истинный смысл. Через вербальное и не вербальное общение,  участники занятия устанавливали и развивали отношения партнерства и сотрудничества при правильном подборе интонации в передаче эмоций, а так же передаче правильной инструкции. Родители и дети имели хорошую возможность провести вместе время в не принужденной обстановке, не обремененной домашними заботами.

В заключении, ребята и их родители высказывали свое мнение о занятии и делились возникшими чувствами во время проведения данного мероприятия.

Педагог-психолог О.И.Иващенко

 

??????????????????????????????? ???????????????????????????????