«Дорога в будущее»

 

Социально-психолого-педагогическая программа коррекции склонности к отклоняющемуся поведению у подростков, находящихся в социально-опасном положении

«Дорога в будущее»

Автор программы:

социальный педагог

КГБУ СО «Центр социальной помощи

семье и детям «Бирилюсский»

Марышева Елена Валентиновна

 

 

 

с. Новобирилюссы

2018

Содержание

 

  1. Паспорт программы.
  2. Пояснительная записка
  3. Цель и задачи программы
  4. Механизмы работы
  5. Содержание программы
  6. Ожидаемые результаты
  7. Мониторинг
  8. Используемая литература
  9. Приложения (ход мероприятий)
 Наименованиепрограммы «Дорога в будущее»
 Целевая аудитория Подростки, находящиеся в социально-опасном положении (12-15 лет)
 Основания для разработки программы 120 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»442 ФЗ РФ « Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
 Разработчик программы Социальный педагог  КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Бирилюсский» Марышева Елена Валентиновна
 Исполнители программы Социальный педагог КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Бирилюсский» Марышева Елена ВалентиновнаПедагог-психолог  КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Бирилюсский» Иващенко Ольга Ивановна
 Цели и задачи программы  Цель: Предупредить отклонения в поведении подростков, находящихся в социально-опасном положении.Задачи:

  1. Определить уровень склонности к отклоняющемуся поведению у подростков, находящихся в СОП.
  2. Снизить тревожность и эмоциональное напряжение подростков.
  3. Познакомить несовершеннолетних с различными методами саморазвития и самоактуализации.
  4. Раскрыть внутренний потенциал несовершеннолетних, помочь им познать себя.
  5. Вовлечь подростков в познавательно-развивающую и социально-полезную деятельность.
  6. Сформировать у несовершеннолетних навыки саморегуляции своих эмоций и действий.
  7. Повысить уровень ответственности, самостоятельности и стрессоустойчивости подростков, находящихся в СОП, способности их преодолевать трудные жизненные обстоятельства.
 Основные оценочные показатели программы Диагностический инструментарий, анкетные данные, анализ по результатам диагностик
 Механизм реализации программы Программа реализуется путём поэтапного выполнения запланированных в ней мероприятий:I этап: организационно-диагностическийII этап: установочныйIII этап: коррекционный

IV этап: оценка эффективности коррекционных воздействий

 Ожидаемые результаты -Уменьшение факторов риска, приводящих к отклоняющемуся поведению  среди подростков, находящихся в СОП.-Формирование  у подростков нравственных  норм,  чувства  эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.-Овладение навыками адекватных взаимоотношений с ровесниками и взрослыми людьми в социуме.Развитие  адаптивных и коммуникативных способностей подростков, находящихся в СОП.Раскрытие внутреннего потенциала с целью замещения негативных проявлений на позитивные.
 Контроль реализации программы Контроль реализации программы осуществляет КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Бирилюсский».
 Сроки реализации программы Краткосрочная программа (6 месяцев)12 коррекционных занятий (2 раза в месяц)

 

Паспорт

программы

Пояснительная записка

 

Условия воспитания в современной семье не всегда способствуют благоприятному развитию подрастающего поколения. Существует ряд причин и факторов для появления семейного и детского неблагополучия, где происходит отчуждение в детско-родительских отношениях, семейная дезадаптации и подросток, а по совокупности и вся семья попадает в социально-опасное положение, т.е. обстановку, представляющую опасность жизни или здоровью несовершеннолетнего ребёнка (СОП).

Социализация и усвоение социального опыта индивида активно происходит именно в подростковом возрасте, когда ребёнок пытается самоутвердиться и самореализоваться в обществе сверстников, а в какой сфере деятельности будет происходить его самоутверждение и самореализация, напрямую зависит от окружающей среды, условий для общения, наличия референтной группы и её общественного признания.

Подростки, находящиеся в социально-опасном положении, требуют особого к себе внимания, так как их окружение очень часто утрачивает функции основных институтов социализации, и появляются другие, способные деструктивно повлиять на развитие личности подростка.

Любой человек в повседневной жизни может наблюдать не свойственное возрасту и не приемлемое для общества поведение подростков, вызывающее осуждение у окружающих. Дети в этом возрасте проявляют, как им кажется, чувство взрослости – курят, употребляют алкоголь и пробуют наркотики, сквернословят и начинают рано заниматься половой жизнью, ведут себя неадекватно, проявляя признаки отклоняющегося поведения. Причины могут быть самые разные: например развитие общества, связанное с научно-технической рево­люцией (СМИ, компьютеризация, «информационный взрыв», появление гаджетов и др.) или неправильное воспитание (отклонение в поведении – обычно – это ответ на лише­ние ребенка возможностей удовлетворения каких-то его по­требностей).

В любом случае, большинство отклонений в поведении приходится на подростковый возраст, когда подросток переживает конфликт своих желаний и возможностей их исполнения. И тогда появляются такие психологические реакции личности, как:

  • активный протест (желая привлечь к себе внимание);
  • стремление подражать определенному образу, кумиру;
  • добиться успеха там, где не чувствуешь себя уверенно;
  • стремление освободиться от опеки и контроля старших (проявление чувства взрослости);
  • группирование со сверстниками (там, где его понимают);
  • реакция, связанная с половым влечением, и т.д.

Это нормальные психологические особенности подростка, но при развитии неблагоприятных условий они могут перерастать в патологию и приводить к различным видам отклонений в поведении.

Разрабатываются всё новые подходы по психолого-педагогическому сопровождению и коррекции поведения таких подростков. Их основная задача – устранение причин детского и семейного неблагополучия и создание необходимых условий для формирования у несовершеннолетних самосознания, самооценки и реализации потребности самоутвердиться в обществе сверстников, приобрести среди них престижный статус. Поиск эффективных методов коррекционной работы с ними является наиболее актуальным в области отечественной педагогике и психологии. Именно поэтому целесообразно внедрять такие социально-психолого-педагогические программы, как программа «Дорога в будущее», с использованием комплексного подхода в психокоррекции, позволяющие подросткам, находящимся в СОП справиться с негативными эмоциями, переживаниями, различными проблемами в поведении и помогающие раскрыть их внутренний потенциал.

Своевременное пресечение признаков отклоняющегося поведения у подростков, позволит сохранить морально-нравственные устои нашего общества и снизить риск появления социально-опасного положения несовершеннолетних.

 

 

 

Цели, задачи и направления программы

 

Цели программы:

  1. Создание условий, предупреждающих отклоняющееся поведение у подростков, находящихся в социально-опасном положении;
  2. Коррекция склонностей к отклоняющемуся поведению у подростков, находящихся в СОП.
  3. Замещение механизмов отклоняющегося поведения у подростков, находящихся в СОП на раскрытие внутреннего потенциала и интеграции его в жизнь.

Задачи:

  1. 1.      Снизить тревожность и эмоциональное напряжение подростков, находящихся в СОП.
  2. 2.      Познакомить подростков с различными методами саморазвития и самоактуализации.
  3. 3.      Раскрыть внутренний потенциал несовершеннолетних, помочь им познать себя.
  4. 4.      Вовлечь подростков в познавательно-развивающую и социально-полезную деятельность.
  5. 5.      Сформировать у несовершеннолетних навыки саморегуляции своих эмоций и действий.
  1. Повысить уровень ответственности, самостоятельности и стрессоустойчивости подростков, находящихся в СОП, способности их преодолевать трудные жизненные обстоятельства.

Направления:

  1. Аксеологическое. Формирование умения у подростков принимать самого себя и других людей, адекватное осознание своих и чужих недостатков и достоинств.
  2. Инструментальное.  Формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, построение жизненных планов — формирование личностной рефлексии.
  3. Потребностно-мотивационное, предполагающее для подростков умение сделать выбор, принять ответственность за свой выбор, а также формирование потребности в личностном росте.
  4. Развивающее направление, обеспечивающее формирование новообразований подросткового возраста: самоидентичности и личностного самоопределения.

 

 

Механизмы работы (формы, методы, принципы, этапы)

 

Формы и методы работы:

 

Формы и методы коррекции направлены на деятельность подростков, приносящих им удовольствие и создание условий для развития коммуникативной активности и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.

  1. Диагностирование (с применением проективных и не проективных методик)
  2. Методы арт-терапии (направленные на раскрытие внутреннего потенциала подростков)
  3. Игровые методы (проигрывание ролей, трансактный метод, направленный на когнитивную сферу)
  4. Тренинги (самопонимание и познание себя)
  5. Коррекционные занятия по избавлению причин, вызывающих отклоняющееся поведение.

Принципы работы:

 

  1. Конфиденциальность.
  2. Уважение к участникам программы. Проявление доверия.
  3. Клиентцентрированный подход с учётом индивидуальных  и  личностных  особенностей  каждого подростка.
  4. Целостность, комплексность, непрерывность.
  5. Психокоррекционный про­цесс с учетом основного ведущего вида дея­тельности подростка – общение со сверстниками.
  6. Предоставление выбора подростку формы и метода проведения коррекционных мероприятий, внесение предложений.
  7. Включение всех сфер личности подростков: интеллектуальное развитие, нравственное, познавательное, действенно-практическое с вовлечением в общественно-полезную деятельность и эмоционально-волевое.
  8. Стимулирование самопознания ребёнком своих положительных черт.
  9. Постоянное внимание к положительным поступкам подростка.
  10. Формирование у подростка веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей

 

Этапы программы:

 

  1. Организационно-диагностический этап: знакомство, диагностика особенностей развития личности подростков, находящихся в СОП, выявление их склонностей к отклоняющемуся поведению, формирование общей программы психолого-педагогической коррекции.
  2. Установочный этап: побуждение желания подростков взаимодействовать с исполнителями программы, снятие тревожности, повышение уверенности в себе, поиск мотивации к сотрудничеству.
  3. Коррекционный этап: гармонизация и оптимизация развития подростков, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами, формами и методами деятельности.
  4. Этап оценки эффективности коррекционных воздействий: способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки. На выходе анализ динамики изменений в поведении подростков (повторное диагностирование).

 

Диагностический инструментарий

по изучению психологических особенностей и склонностей к отклонению в поведении подростков, находящихся в СОП

 

1. Методика определений акцентуаций личности К. Леонгарда — М. Шмишека позволяет выделить и охарактеризовать доминирующие признаки акцентуации у подростков, находящихся в СОП, даёт возможность определить один из 10 психотипов личности подростка:

  1. гипертимы;
  2. застревающие, ригидные;
  3. эмотивные, лабильные;
  4. педантичные;
  5. тревожные;
  6. циклотимные;
  7. демонстративные;
  8. неуравновешенные, возбудимые;
  9. дистимичные;
  10. экзальтированные

2. Методика Басса-Дарки позволяет определить следующие формы агрессивного поведения у подростков, находящихся в СОП со склонностями к отклоняющемуся поведению:

  1. физическая агрессия (нападение);
  2. косвенная агрессия (вспышки ярости под влиянием чего-либо);
  3. раздражение (вспыльчивость, резкость, грубость);
  4. негативизм (нарастание от пассивного сопротивления до активной борьбы);
  5. обида (ненависть к окружающим);
  6. подозрительность (недоверие и осторожность);
  7. вербальная агрессия (выражение негативных чувств с применением крика и угроз);
  8. чувство вины (выражается степень убеждения, что он является плохим человеком).

Применяя данную методику, можно убедиться в том, что у подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем, эта методика позволяет получить данные о готовности подростков действовать в определённом направлении. Также, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы у подростков склонных к отклоняющемуся поведению.

3.Методика «СДП-склонность к девиантному поведению» Э.В. Леуса.

Данная методика позволяет выделить уровень того или иного отклонения в поведении подростка по 5 шкалам:

  1. 1.                  «Социально-обусловленное поведение»;
  2. 2.                  «Делинквентное поведение»;
  3. 3.                  «Зависимое (аддиктивное) поведение»;
  4. 4.                  «Агрессивное поведение»;
  5. 5.                  «Суицидальное поведение».

Данный тест несёт определённую информацию о склонностях к отклоняющемуся поведению, способствует выбору форм и методов проведения коррекции и предупреждению проявления отклоняющегося поведения.

4. Проективная методика «Несуществующее животное» позволяет выявить у подростков уровень притязаний (высоту оценки качества собственной личности, к которому стремится подросток), его самооценку, поведенческие реакции в конфликтных ситуациях и его  самоидентификацию.

 Содержание программы

 

 

№ мероприятия

Название

Формы и методы

занятий

Сроки реализации

 1. «Узнай себя»  Знакомство.Психогимнастические игры  1.«Кто я? Какой я?»2.«Кто больше»,3.«Имя превратилось»,

4.«Я в настоящем и будущем»

5.«Хочу в будущем, делаю сейчас»

6.Диагностика.

7.Домашнее задание

с 01 по 15 декабря 2018г

 2. «Праздник каждому ребёнку!»  Социально-значимая деятельностьВовлечение подростков к участию в Новогоднем представлении и сборе сладких подарков для детей из семей, находящихся в  ТЖС.

с 16 по 30 декабря 2018г

 3. «Страхи в домиках»  Коррекция страхов, защитной агрессивности и снятие тревожности (с элементами изотерапии, сказкотерапии, игротерапии и танцевальная терапия)Занятия:1.«Закончи предложение»,2.«Очень страшное»,3.«Нарисуй страшного добрым»,

4.«Придумай весёлый конец истории»,

5.«Конкурс боюсек»,

6.«Люблю наоборот»

7. «Стыдно ли бояться?»

8. «Подари движение»,

9.«Зеркальный танец».

с 09 по 16 января 2019г

 4. «Мир глазами подростка»  Коррекция и формирование контроля эмоций (интеллектульные задачи, элементы изотерапии) Занятия:1.«Чувства бывают разные».2. «Каждый видит мир по — своему».3. «Любой внутренний мир ценен и уникален».

с 17 по 31 января 2019г

 5. «Есть контакт»  Формирование коммуникативных навыков общения (коммуникативные игры, дискуссия, элементы арт-терапии):Занятия:1.«Строим автомобиль»,2.«Кто может быть другом»,3.«Крутой подросток»

4.Дискуссия на тему: «Трудности в дружбе»

5. Изготовление «Валентинки»

с 01 по 14 февраля 2019г

6. «Сила воли»  Развитие эмоцонально-волевой сферы, мышления, коммуникативных навыков, поиска решений в преодолении трудностей (дискуссия, элементы тренинга, арт-терапия)Занятия:1. «Кто в ответе за мой внутренний мир?»2.«В трудной ситуации я ищу силу внутри себя»3.«Я и мои друзья»

с 15 по 28 февраля 2019г

 7. «Творческая личность»  Поиск методов общения со сверстниками и творческого самовыражения (танцевальная терапия)Занятия:1. «У меня есть друг».2. «Я и мои колючки».3. «Язык танцев»

с 01 по 15 марта 2019г

 8. «Мечты реальны»  Формирование навыков целеполагания (элементы тренинга и арт-терапии)Занятия:1.»Я мечтаю».2. «Мои цели»3. «Я могу!»

4. Домашнее задание – создать альбом мечты.

с 16 по 31 марта 2019г

 9.«Смех  помогает жить»   Развитие воображения и снижение уровня агрессии (вербальное и невербальное общение, игоротерапия)Занятия:1. «Цирк»2. «Покажи без слов»3.«Школа клоунов».

4. Коллаж «Смешные люди»

с 01 по 15 апреля 2019г

 10. «Юные патриоты»  Развитие чувства эмпатии и толерантности (с применением элементов игротерапии, арт-терапии, музыкотерапии)Занятия:1. «Что такое одиночество?»2. Изготовление открыток для ветеранов.3. Вовлечение в общественно-полезную деятельность (подготовка к поздравлению ветеранов)

с 16 по 30 апреля 2019г

 11. «Я становлюсь взрослым»  Формирование навыков самоанализа, рефлексии (дискуссия, с применением элементов изотерапии) 1. Рефлексия по проведённому мероприятию, посвящённому ВОВ.2. «Я не одинок в этом мире».3. «Нужно ли человеку меняться?»

4. Домашнее задание.

с 01 по 15 мая 2019г

 12. «Светлая дорога»  Осознание мотивов своего поведения, укрепление самостоятельностиЗанятия:1. «Я хочу, они хотят, я так поступаю»2. «Я решаю – я не решаю»3.«Ассоциативный тест»

4. «Письмо в будущее»

5.Диагностика.

с 15 по 31 мая 2019г

 

 

 

Ожидаемые результаты по реализации программы

•          Уменьшение  факторов  риска,  приводящих  к отклоняющемуся поведению  среди подростков, находящихся в СОП.

•          Формирование  у подростков нравственных  качеств,  чувства  эмпатии, представлений  об  общечеловеческих  ценностях,  здоровом  образе  жизни.

•          Обучение  навыкам  адекватных взаимоотношений с ровесниками и взрослыми людьми в социуме.

•          Развитие  адаптивных и коммуникативных способностей подростков, находящихся в СОП.

•          Раскрытие внутреннего потенциала с целью замещения негативных проявлений на позитивные.

 

Используемая литература

 

  1. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социально-опасное положение семьи и детей / Е.Р. Ярская-Смирнова, В.М. Маркина. – Москва : Вариант, 2015. – 100 с.
  2. Бодалёв, А. А., Столин, В. В. Общая психодиагностика / А. А. Бодалёва, В. В. Столина.  – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 440 стр.
  3. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 1993 – 199 с.
  4. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка  / А. И. Захарова. –  М.: Просвещение, 1993. – 324 с.
  5. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для ВУЗов / Ю. А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.
  6. Алмазов, Б. Н. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Б.Н.Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М. Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
  7.  Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник и практикум для академ. бакалавриата / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 423 с.
  8. Астанов, В. М., Лебединская, О. И., Шапиро,  Б. Ю. Теоретико-методологическиие аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии / В. М.Астанов, О. И. Лебединская, Б. Ю. Шапиро. – М.: Изд. Центр «Академия», 1995. – 325 с.
  9. Бадмаев,С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С. А. Бадмаев. –  М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1997. – 240 с.
  10. Клейберг, Ю. А. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив / Под ред. Ю.А.Клейберга. – Тверь, 2000. – 346 с.
  11. Драгунова, Т. В. Психологический анализ оценки поступков подростками. Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 360 с.
  12. Свиридова А. Н. Возможности изотерапии в работе с подростками, находящимися в социально-опасном положении / А.Н. Свиридова, Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Т.В. Захарова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 3. – С. 232-237.
  13. Ральникова, Л. А. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления / Л.А. Ральникова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2015. – № 13. – С. 34-40.
  14. Платонова, А. В. Арт-терапия в работе психолога / А.В. Платонова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. — 2014. – № 14. – С. 71-73.
  15. Леонтьева, Т. В. Потенциал арт-терапии в эстетическом развитии подростков / Т.В. Леонтьева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2014. — № 2. – С. 62-64.
  16. Левшунова, Ж. А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. пособие / Ж.А. Левшунова. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2013. – 114 с.
  17. Змановская, Е. В. Девиантология: учеб. пособие / Е.В. Змановская. — Саратов : Академия, 2003. — 288 с.
  18. Иванов, Д. В. Профилактика склонности к аддиктивному поведению подростков с акцентуациями характера / Д. В. Иванов // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. – № 3. – С. 48-50.
  19. Вяткин, А. П. Методы психокоррекции личности несовершеннолетних в системе раннего предупреждения их преступного поведения / А.П. Вяткин, Т.Х. Невструева, Т.А. Терехова, Л.В. Санина // Всероссийский криминологический журнал. – 2016. – № 3. – С. 487-498.
  20. Братчикова, Ю. В. Оптимизация самоотношения подростков методом творческого самовыражения / Ю.В. Братчикова, И.Ф. Шниятова // Актуальные проблемы психологии личности. – 2013. – № 11. – С. 8-14

 

1. «Новогодняя сказка».

Накануне каждого Нового года все дети ожидают какого-то волшебства, им очень хочется верить в чудо и настоящего деда Мороза, исполняющего заветные желания. Одно дело, когда он появится на утреннике в детском саду, а другое когда дед Мороз придёт и поздравит с праздником лично, принесёт подарок и уделит каждому малышу хоть немного своего внимания.  В такие моменты, мир ребёнка становится удивительным и ярким, когда переполняют эмоции удивления, восхищения и радости, он попадает в сказку, которая ранее казалась ему не досягаемой.

В преддверии Нового года Центром семьи «Бирилюсский» была организована акция «Подари ребёнку праздник!» и благодаря спонсорам было собрано 310 новогодних подарков для детей из малообеспеченных и многодетных семей Бирилюсского района. Все подарки на территории района ребятишкам были вручены в праздничной сказочной атмосфере, созданной специалистами Центра семьи.

Так, например, в рамках реализации программы коррекции склонности к отклоняющемуся поведению у подростков «Дорога в будущее», были вовлечены в поздравительное мероприятие 7 несовершеннолетних волонтёров из п. Рассвет.   28.12.2018г. была организована выездная костюмированная агитбригада, которая поздравила 190 детей из 3-х населённых пунктов: п. Кемчуг, с. Суриково и п. Рассвет. Подростки с большим интересом включились в процесс поздравления, проезжая по адресам проживания детей, где фиксировали на фотоаппарат их восхищённые взгляды и удивлённые, но счастливые лица. В течение всего дня, ребята менялись ролями, давая возможность друг другу побыть хоть немного тем волшебником – дедом Морозом, который исполняет заветные желания детей.

По итогам завершения данного мероприятия, невооружённым взглядом было заметно, что подростки были удовлетворены своими результатами, ведь им представилась возможность почувствовать себя нужным кому-то, повысить свой уровень социальной значимости и собственной самооценки. А значит можно сделать вывод, что  такие мероприятия помогают сформировать  у подростков нравственные  качества,  чувства  эмпатии и представления  об общечеловеческих  ценностях.

??????????????????????????????? ???????????????????????????????

 

 

 

 

 

 

2.«Дорогою добра»

18.01.2019 г. в рамках программы «Дорога в будущее» группа подростков в количестве 7 человек из п. Рассвет посетили приют для животных «Доброе сердце», расположенный на территории г. Ачинска.

Перед специалистами Центра семьи стояла задача: через экскурсию в приют для животных познакомить ребят с реалиями жизни, порой жестокими по отношению к «братьям нашим меньшим»; помочь осознать важность проявления милосердия к окружающим людям и животным, формируя чувства эмпатии, сострадания и ответственности за «тех, кого мы приручили».

Во время посещения приюта подростки невольно расчувствовались. Задумчивый взгляд мальчишек и слёзы на глазах девчонок могли сказать о многом. Останавливаясь возле каждого вольера, хотелось уделить  внимания  всем, находящимся там животным, погладить и подарить им немного своего тепла. По поведению кошек и собак ребята, словно читая их мысли, определяли того, кому недоставало ласки и доброты, а кого всю жизнь обижали и, потому животное перестало доверять людям.

Подростки собственными глазами смогли увидеть подвиг тех людей, которые каждый день заботятся о брошенных на произвол судьбы кошек и собак. Организаторы, в свою очередь, сердечно поблагодарили мальчишек и девчонок за привезённые продукты питания, так жизненно необходимые для животных и вручили им благодарственное письмо за внесённый вклад в существование приюта.

Возвращаясь домой, подростки твёрдо решили посетить «Доброе сердце» ещё не раз для того, чтобы хоть чем-то помочь: передать продукты питания, выбрать себе питомца или просто подарить немного любви и ласки, которой так не хватает обитателям приюта.

??????????????????????????????? image (49)

 

 

 

 

 

 

 

 

3.«Настоящий друг»

 

В рамках психолого-педагогической коррекционной программы «Дорога в будущее», 12.02.2019г. на базе ОСП №1 Рассветовский ДК специалистами Центра семьи совместно с руководителем дополнительного образования ДК было проведено очередное занятие, в котором приняло участие 7 подростков – участников программы. Цель данного мероприятия — формирование коммуникативных навыков общения подростков.

Во время мероприятия, ребята обсуждали вопросы, связанные с подростковой дружбой. Активно дискутировали о том, зачем нужны друзья и представляли, какими качествами личности должен обладать настоящий друг, определяли то, какими качествами обладают они сами и каких им не хватает. Рисовали образ «крутого» подростка и высказывали мнение о том, почему многим ребятам подросткового возраста хочется быть «крутым».  Ребята признались, что в общении с окружающими часто происходит недопонимание. Совместными усилиями участники искали пути решения каждому определённому случаю, в результате чего сделали вывод, что безвыходных ситуаций не бывает.

После бурного обсуждения вопроса о дружбе, ребятам была предоставлена возможность собственными руками изготовить открытки — «Валентинки», в стиле 3- D для своих друзей, чтобы подарить их 14 февраля, в день Святого Валентина в знак своей дружбы и уважения.

Данная затея ребятам показалась несерьёзной, но в процессе изготовления «Валентинок», они заинтересовались тем, что у них может получиться. В результате своей творческой деятельности подростки были приятно удивлены своими способностями. Открытки получились яркими, красивыми. На вопрос о том, кому же они всё-таки презентуют свои открытки, ответили все без исключения: «Другу я сделаю ещё, а эту подарю маме!». Это может означать только одно – детско-родительские  отношения в семьях этих детей крепкие и мама является для них самым настоящим другом!

????????????? ?????????????

 

 

 

 

 

 

 

 

4.«Сила воли»

25.02.2019г. на базе сельского дома культуры п. Рассвет было проведено шестое занятие коррекции склонности к отклоняющемуся поведению у подростков, в рамках психолого-педагогической программы «Дорога в будущее». В мероприятии приняло участие 8 ребят – участников программы. Данное мероприятие было направлено на развитие эмоционально-волевой сферы у подростков. Перед организаторами данного мероприятия стояли следующие задачи: повысить уровень развития мышления и воображения подростков, формировать их коммуникативные способности, способствовать развитию умения и навыков контроля эмоций, формировать умения и навыки поиска решений в трудной ситуации.

Во время встречи ребята узнали что такое «сила воли», научились определять, какими качествами должен обладать человек с сильными волевыми качествами, определяли свои качества личности, которые когда-то помогли им справиться со сложной ситуацией. Играли в коммуникативные игры, искали подходящие определения своему характеру, ассоциировали себя с животными, растениями, предметами, затем искали среди ответов других участников схожие со своими ответами.

Общаясь между собой, вся группа ребят на занятии проявляла активное участие, в результате чего подростки пришли к выводу, что все люди находят друзей среди тех, с кем имеют общие интересы и увлечения. На следующее занятие они решили пригласить своих друзей, чтобы разделить с ними радость творческого самовыражения.

???????????????????????????????

 

 

 

 

 

 

 

5.«Танцевальная терапия»

В рамках программы «Дорога в будущее» 04.03.2019 г. состоялось очередное коррекционное занятие с подростками, поиск методов общения со сверстниками и творческого самовыражения являлось его основной целью. Мероприятие проходило в Доме культуры п. Рассвет, где ребят всегда рады видеть руководители различных клубных формирований и где каждый день дети имеют возможность познакомиться с чем-то новым и интересным.

На этом занятии подростки играли в коммуникативные игры, фантазировали на тему общения с друзьями, обсуждали свои «колючки», которые мешают их общению. Ребята узнали, что существуют различные, своего рода «языки общения», чтобы можно было объясняться с друзьями, к числу которых можно отнести и «язык танцев». Подросткам об этом было не только рассказано, но и представлена возможность разучить танцевальные движения с хореографом Дома культуры, а затем и потанцевать на сцене.

Когда зазвучала ритмичная музыка дети стали с удовольствием танцевать и, невооружённым взглядом было видно, как им это нравится, ведь танец позволил детям раскрепоститься, почувствовать себя свободным, избавиться от каких-то негативных мыслей и переживаний.

Ребята уходили с занятия с хорошим настроением, о чём говорили их счастливые лица и несмолкаемые разговоры. Это может означать только одно – мы идём правильной дорогой!

??????????????????????????????? ???????????????????????????????

 

 

 

 

 

 

6.«Мечты реальны!»

12 марта 2019г прошло восьмое занятие коррекционной программы «Дорога в будущее», в котором принимало участие 7 подростков. Основной задачей данного мероприятия стояло формирование навыков целеполагания. Ребята должны были научиться мечтать, ставить перед собой реальные цели и учиться правильно их достигать.

Занятие началось с разминки, во время которой необходимо было психологически избавиться от негативных мыслей и нежелательных чувств, которые мешают им жить полной жизнью. Ребята писали на листках бумаги то, от чего бы они с удовольствием избавились, затем скомкав, выбрасывали всё это в мусор. В группе заметно улучшилось настроение, и на мгновенье показалось, что это простое упражнение способствовало избавлению от всего ненужного в душе детей, таким образом, самым простым способом они научились вытеснять свой негатив, не причиняя вреда окружающим их людям.

После разминки, подростки делились своими сокровенными мыслями об их самой заветной мечте, высказывали своё мнение о том, почему мечты не сбываются и что нужно делать для того, чтобы они стали явью. Ребят всерьёз заинтересовал этот момент и, они стали задавать интересующие их юридические и бытовые вопросы о том, как правильно поступать в том, или ином случае.

Затем, ребята занялись созданием своего альбома мечты, куда вклеивали вырезанные из журналов картинки, создавая коллаж, олицетворяющий их мечту, подписывали дату и место, когда это должно произойти, а затем выстраивали алгоритм действий, который неизменно должен привести к исполнению заветного желания. Оказалось всё просто: эти дети, как и многие другие, мечтают о создании собственной счастливой семьи, материальном и духовном благополучии, о собственном пространстве и уважении общества. И цели они ставят уже сейчас, в подростковом возрасте, адекватно оценивая свои способности и возможности, понимая, что все дороги для них открыты и надо лишь выбрать правильный путь!

??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ???????????????????????????????

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.«Театр помогает жить!»

 

В рамках программы коррекции склонности к отклоняющемуся поведению «Дорога в будущее», 21 марта 2019г. специалистами Центра семьи «Бирилюсский» совместно с руководителем драмкружка Рассветовского Дома культуры было проведено девятое занятие с подростками, находящимися в социально-опасном положении и контроле Центра.

На занятии присутствовало 7  участников программы, которым была предоставлена возможность разыграть сказку-экспромт. Ребята с нескрываемым интересом перевоплощались в сказочных героев: Вини-пуха, Пятачка, пчёлок и других персонажей, проживая их образ на сцене. При этом исчезла скованность подростков, проявилась дисциплинированность и сдержанность. Мальчишки и девчонки так «вошли во вкус», что им хотелось играть на сцене снова и снова, появилось желание показать свое мастерство другим ребятам. Для того чтобы осуществить желание, организаторы мероприятия предложили ребятам  отрепетировать спектакль и в качестве группы волонтёрского движения показать его детям из детского дома.  Подростки с удовольствием согласились, приняв условие посещать репетиции спектакля 2 раза в неделю в течение месяца.

Таким образом, поставленные цели и задачи перед организаторами данного мероприятия были успешно выполнены, в процессе реализации которого у подростков повысился уровень уверенности в своих творческих способностях и собственной самооценки. Занятие с элементами театротерапии способствовало развитию самодисциплины и чувства ответственности у ребят, а также позволило им хоть ненадолго избавиться от  социальных фобий или боязни общества, ведь многие из них, согласно результатам диагностического исследования,  зависимы от мнения окружающих.

??????????????????????????????? ???????????????????????????????

 

 

 

 

 

«Ориентация на местности»

В канун летних каникул 31.05.2019г. в рамках коррекционной программы «Дорога в будущее» на территории п. Рассвет было проведено очередное занятие среди подростков в виде игры КВЕСТ с интеллектуальными заданиями.

Перед организаторами мероприятия стояли основные задачи — развитие коммуникативных навыков и организаторских способностей подростков, формирования чувства ответственности в командной игре и умения быстро ориентироваться в сложной ситуации, создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей и активной жизненной позиции несовершеннолетних.

Все ребята, принимавшие участие в игре активно выполняли предложенные им задания. Всего было 7 «станций», на каждой из которых они разгадывали шарады, загадки, ребусы, учились пользоваться компасом и по подсказкам искали дорогу от «станции» к «станции», не только развлекаясь, но и узнавая полезную для себя информацию. Так, на станции «Сельский совет» подростки отвечали на вопросы, связанные с образованием и действующими функциями посёлка Рассвет и его субъектов. На станции «Полиция» ребята узнали, какие существуют виды ответственности за совершаемые правонарушения и преступления и учились разбираться, в чём разница между ними на конкретных примерах.

Играя, подростки с нескрываемым интересом и жаждой знаний проявляли свои интеллектуальные и коммуникативные способности, не забывая о командном духе в игре и доказывая тем самым, что каждый из них уникален по-своему и имеет индивидуальный жизненный потенциал.

На завершающем этапе КВЕСТа подростки оказались на станции «Дом культуры», где в торжественной обстановке им были вручены сертификаты участников программы, памятные призы и сказаны напутственные слова. Необходимо отметить, что все ребята выразили сожаление о том, что программа завершена, ведь они стали за эти 6 месяцев единой командой, где все друг за друга.

??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ???????????????????????????????

 

 

 

 

 

                                                                                                            

                                                                                                             

                                                                                                                         «Моя семья»

 

 

 

18.07.2019г. на территории Суриковского сельского дома культуры для ребятишек от 4-х до 10 лет специалистами Центра семьи «Бирилюсский» был организован конкурс рисунков на тему «Моя семья». В мероприятии приняли участие 11 человек.

Перед организаторами мероприятия стояли основные задачи – формировать у детей умения и навыки жить в коллективе, уважать мнение других и толерантно относиться к окружающим людям, любить и ценить семью, в которой они воспитываются.

Интерес ребят заключался в том, что работая сообща, все вместе они рисовали свою семью и свой дом на одном плакате, но с разных сторон. В результате чего, на одной картине получилась целая деревня, состоящая из домов, деревьев, цветов и конечно теплого летнего солнышка над головой, на другой картинке – люди.

В конце мероприятия, учитывая возраст участников, были определены победители, и все ребятишки без исключения получили презенты за участие в конкурсе.

Необходимо отметить, что рисуя дом и свою семью, все дети выбирали яркие оттенки красок, что может свидетельствовать об их прекрасном летнем настроении и беззаботном детстве.

??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ???????????????????????????????

 

 

 

 

 

«Дружба – это здорово!»

 

 

 

 

31.07.2019г. на территории Суриковского ДК специалистами Центра семьи было проведено мероприятие, посвящённое  международному дню дружбы, в котором приняли участие 15 детей разной возрастной категории.

Перед организаторами мероприятия стояла основная задача – содействовать формированию у детей умения и навыков позитивного общения среди сверстников, развивать их коммуникативные и организаторские способности и повысить их уровень жизненной активности.

В ходе мероприятия ребята придумывали свой особенный ритуал приветствия с друзьями, напевали песни и рассказывали стихи про дружбу, хором отвечали продолжение пословиц, говорили друг другу добрые слова и пожелания, играли в подвижные игры и в завершение на большом плакате рисовали свои ладошки, разукрашивая их во все цвета радуги.

Надо отметить, что мероприятие прошло весело, задорно и креативно. Мальчишки и девчонки веселились от души, активно участвуя в играх, они проявляли не только свои лидерские и организаторские способности, но и бережную заботу о других участниках, тем самым демонстрируя навыки толерантного отношения к окружающим их людям и доказывая, что дружба между людьми – это здорово!

??????????????????????????????? ???????????????????????????????

 

 

 

 

 

«Новый старт»

 

 

 

 

Программа коррекции склонности отклоняющегося поведения у подростков (10-15 лет), находящихся в СОП и состоящих на Контроле учреждения под названием «Дорога в будущее», апробированная на практике в п. Рассвет  (период с декабря 2018г. по май 2019г.) в июле 2019г. вновь стартовала на территории с. Суриково.

Так, 19.07.2019г. на базе Суриковского ДК прошло первое занятие, целью которого было знакомство, психодиагностика и формирование группы участников, которые должны будут на протяжении 6 месяцев регулярно посещать занятия.

На первом коррекционном занятии присутствовало 9 подростков. Ребята получили информацию о программе, ознакомились с её правилами, затем в игровой форме познакомились друг с другом в группе, узнав при этом много интересного для себя. Подростки выяснили, у кого какие интересы, хобби, увлечения.  Пофантазировали о том, кем они видят себя в будущем и что нужно для этого делать уже сейчас. После психогимнастических игр, с подростками была проведена диагностика для определения уровня склонности к отклоняющемуся (девиантному) поведению.

 

Итоги

реализации комплексной социально-психолого-педагогической программы коррекции склонности отклоняющегося поведения у подростков, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на контроле Центра семьи и внутришкольном учёте в п. Рассвет.

 

«Дорога в будущее»

 

декабрь 2018г. – май 2019г.

 Основание для разработки программы:

 Увеличение случаев отклоняющегося поведения у подростков, находящихся в социально-опасном положении и состоящих на Контроле учреждения «Центр семьи «Бирилюсский»

 Цель программы:

 Создание условий, предупреждающих отклоняющееся поведение у подростков, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на Контроле учреждения и внутришкольном учёте. Замещение механизмов отклоняющегося поведения на раскрытие внутреннего потенциала и интеграции его в жизнь.

 Задачи программы:

  1. Определить уровень склонности к отклоняющемуся поведению у подростков, находящихся в СОП.
  2. Сформировать экспериментальную группу несовершеннолетних согласно результатам диагностики для реализации коррекционной программы.
  3. Вовлечь подростков в познавательно-развивающую и социально-полезную деятельность. Раскрыть внутренний потенциал несовершеннолетних, помочь им познать самого себя.
  4. Познакомить подростков с различными методами саморазвития и самоактуализации. Сформировать у несовершеннолетних навыки саморегуляции своих эмоций и действий.
  5. Повысить уровень ответственности, самостоятельности и стрессоустойчивости подростков, способности преодолевать трудные жизненные обстоятельства.

 Организаторы и партнёры

  • Социальный педагог Центра семьи «Бирилюсский»
  • Педагог-психолог Центра семьи «Бирилюсский»
  • Педагог-психолог Рассветовской СОШ
  • Хореограф Рассветовского ДК
  • Художественный руководитель Рассветовского ДК
  • Библиотекари Рассветовской сельской библиотеки
  • Спонсоры

 Занятие первое «Узнай себя»

 Знакомство, психогимнастические игры, первичная психодиагностика.

 Занятие второе «Страхи в домиках»

 Коррекция страхов, защитной агрессивности и снятие тревожности при помощи элементов анималотерапии (тактильного общения с животными). Поездка в приют для животных «Доброе сердце».

 Занятие третье «Мир глазами подростка»

 Коррекция и формирование контроля эмоций через решение интеллектуальных задач с элементами изотерапии.

 Занятие четвёртое «Есть контакт!»

 Формирование коммуникативных навыков общения подростков с помощью коммуникативной игры, участия в дискуссии, с применением элементов арт-терапии.

 Занятие пятое «Сила воли»

 Развитие эмоционально-волевой сферы, мышления, коммуникативных навыков, поиска решений в преодолении трудностей при помощи дискуссии, элементов тренинга, коммуникативных игр.

 Занятие шестое «Творческая личность»

 Поиск методов общения со сверстниками и творческого самовыражения (применение коммуникативных и психогимнастических игр, танцевальной терапии)

 Занятие седьмое «»Мечты реальны!»

 Формирование навыков целеполагания подростков (дискуссия, коммуникативные игры с элементами  тренинга, создание коллажа «Альбом мечты)

 Занятие восьмое «Театр помогает жить!»

 Ослабление социальных фобий. Развитие креативности несовершеннолетних путём применения элементов театротерапии и дискуссии.

Занятие девятое «Праздник каждому ребёнку!»

 Вовлечение подростков в социально-значимую деятельность (театрализованное представление подростков для детей-сирот или детей, временно оставшихся без попечения родителей)

 Занятие десятое «Вместе мы – сила!»

 Формирование навыков коммуникативного общения подростков, умения жить в коллективе (тренинг, с применением элементов арт-терапии).

 Занятие одиннадцатое « Я становлюсь взрослым»

 Формирование навыков самоанализа, рефлексии через применение метода «сказкотерапия».

 Занятие двенадцатое «Светлая дорога»

 Игра – КВЕСТ.

Формирование чувства ответственности, самостоятельности, навыков и умения решать сложные проблемы и жить в коллективе.

Повторная диагностика.

Мониторинг

На момент начала реализации программы из 9 активных участников программы  5 подростков состояли на учёте в КДН и ЗП, как несовершеннолетние из семей, находящихся в СОП, 3 подростка из семей, состоящих на Контроле Центра семьи «Бирилюсский» и 1 подросток, состоящий на внутришкольном учёте в п. Рассвет.

По итогам реализации программы:

55% (5 человек из 9 подростка) – были сняты с учёта в КДН и ЗП, как находящиеся в СОП и состоящие на Контроле Центра семьи «Бирилюсский»

45% (4 из 9 подростков) – остались на учёте (1 подросток – на внутришкольном и 1 из семьи, состоящей на Контроле учреждения и 2 подростка из семей, находящихся в СОП). Но фактов девиантного паттерна со стороны несовершеннолетних не наблюдается.

 Участники программы:

 

  • Барнашов Влад (СОП)
  • Дыченко Дарья (из семьи СОП)
  • Дыченко Женя (СОП)                               — 55 %
  • Альбрант Никита (Контроль Центра)
  • Хрипунков Сергей (Контроль Центра)

 

 

  • Мурашнёв Никита (СОП)
  • Глотов Андрей   (СОП)                            — 45%
  • Слабуха Аделина (Контроль Центра)
  • Шубин Артём (Внутришкольный учёт)

 Подведение итогов реализации программы:

 Во время реализации программы получены ожидаемые результаты, которые были направлены на:

  • Раскрытие внутреннего потенциала несовершеннолетних с целью замещения негативных проявлений позитивными.
  • Уменьшение  факторов  риска,  приводящих  к отклоняющемуся поведению  среди подростков, находящихся в СОП и состоящих на Контроле Центра.
  • Формирование  у подростков нравственных  качеств,  чувства  эмпатии, представлений  об  общечеловеческих  ценностях,  здоровом  образе  жизни.
  • Обучение  навыкам  адекватных взаимоотношений с ровесниками и взрослыми людьми в социуме.
  • Развитие  адаптивных и коммуникативных способностей подростков.

 Продолжение работы с несовершеннолетними и их семьями:

 

  • Сопровождение и предоставление услуг, согласно 442 – ФЗ РФ.
  • Профилактика склонности отклоняющегося поведения у подростков путём привлечения к социально-значимой деятельности и участию в развивающих и обучающих информативных мероприятиях.

Программа «Дорога в будущее» может быть реализована на практике неоднократно. Для её реализации в качестве проектной деятельности необходима целевая аудитория, поддержка со стороны субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, материальной поддержке спонсоров.