Дистанционная программа психологического сопровождения «Счастливое родительство»

Проект  программы

Наименование программыДистанционная программа психологического сопровождения  «Счастливое родительство»
РазработчикиПедагог-психолог отделения социального патронажа КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Бирилюсский». О.И.Иващенко.
Исполнители программыПедагог-психолог
Основание для разработки программыПредоставление социальных услуг родителям (законным представителям) несовершеннолетних, проживающих на территории Бирилюсского района в режиме дистанционного взаимодействия.
Цель программы  Поддержание и сохранение психологического здоровья семей, имеющих несовершеннолетних детей.
Задачи программы— поддержание положительного психоэмоционального фона в семье; — снижение  уровня психо эмоционального напряжения; — повышение уровня социально — психологической культуры родителей (законных представителей); — формирование навыков сотрудничества и коммуникативных умений.
Сроки реализации программыфевраль — апрель 2021г.
Ожидаемые результаты реализации программы, их социальная эффективностьПолучение психологической помощи в вопросе воспитания несовершеннолетних детей. Снятие психоэмоционального напряжения с целью построения конструктивного диалога.
Участники реализации программыРодители, опекуны, законные представители несовершеннолетних, действующие и потенциальные получатели социальных услуг Бирилюсского района.
Формы и методы реализации программыИндивидуальное плановое и экстренное телефонное консультирование, информирование, ведение чата с просветительским материалом, консультирование целевой группы.

Пояснительная записка

         Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки. Первая и главная из них — разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для внутренних взаимосвязей родителей и детей.

         Для того чтобы помочь ребёнку в решении его проблем, необходимо понять их причины.

         В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам.

         Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.

         Важная сторона обоюдных контактов — участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.

  Актуальность данной программы заключается в выявлении острой необходимости работы психологов для сохранения психологического здоровья в семье в период пандемии.

         Программа «Счастливое родительство» предполагает достижение цели.

         Цель: поддержание и сохранение психологического здоровья семей имеющих, несовершеннолетних детей.

         Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

— поддержание положительного психоэмоционального фона в семье;

— снижение  уровня психоэмоционального напряжения;

— повышение уровня социально — психологической культуры родителей (законных представителей);

— формирование навыков сотрудничества и коммуникативных умений.

         Данная программа рассчитана народителей, опекунов, законных представителей несовершеннолетних, действующие и потенциальные получатели социальных услуг Бирилюсского района.

         Сроки реализации программы:

         Период реализации программы февраль – апрель 2021г. Периодичность занятий: одно мероприятие в неделю. При анализе проведенной работы возможно  продление программы при ее корректировке.

Формы и методы реализации программы:

Дистанционная онлайн программа включающая:

  • опросы;
  • анкеты;
  • индивидуальное плановое и экстренное телефонное консультирование;
  • информирование;
  • ведение чата с просветительским материалом, консультирование целевой группы.

          Результатом деятельности будет выступать обратная связь, предполагающая   вопрос – ответ целевой аудитории.

  • анализ проведенной работы.

План мероприятий

дистанционной программы психологического сопровождения

 «Счастливое родительство»

Наименование мероприятийОтветственный, должностьСроки проведенияУчастники
1.Вводное занятие «Хорошо ли вы знаете своего ребенка?» (анкетирование)Педагог-психолог: О.И. Иващенко  01.02.2021г.Родители и законные представители, действующие и потенциальные получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
2.Возрастные кризисы. Как распознать? Что делать?»  Педагог-психолог: О.И. Иващенко  08.02.2021г.Родители и законные представители, действующие и потенциальные получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
3. «Построение теплых отношений с ребенком 3-5 лет»  Педагог-психолог: О.И. Иващенко  15.02.2021г.Родители и законные представители, действующие и потенциальные получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
4.«Кризис 6-7 лет. Как реагировать?»Педагог-психолог: О.И. Иващенко  22.02.2021г.Родители и законные представители, действующие и потенциальные получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
5.«Кризис 10-11 лет»Педагог-психолог: О.И. Иващенко  01.03.2021г.Родители и законные представители, действующие и потенциальные получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
6.«Поговорим о мальчиках» поведение подростков 13-15 лет.Педагог-психолог: О.И. Иващенко  15.03.2021г.Родители и законные представители, действующие и потенциальные получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
7.«Как повысить учебную мотивацию?»  Педагог-психолог: О.И. Иващенко  22.03.2021г.Родители и законные представители, действующие и потенциальные получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
8.«Как выстроить конструктивный диалог?»  Педагог-психолог: О.И. Иващенко  29.03.2021г.Родители и законные представители, действующие и потенциальные получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
9.«Саморегуляция, самоконтроль, как помощник в общении».  Педагог-психолог: О.И. Иващенко  05.04.2021г.Родители и законные представители, действующие и потенциальные получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
10.«Дети о родителях»  Педагог-психолог: О.И. Иващенко  12.04.2021г.Родители и законные представители, действующие и потенциальные получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
 Анализ проведенной работыПедагог-психолог: О.И.ИващенкоАпрель 2021г.Педагог-психолог, администрация КГБУ СО «Центр семьи «Бирилюсский».

Занятие 1.

Тема: «Знаете ли вы своего ребенка?»

Цель: самодиагностика определения знания собственного ребенка.

Задачи:

— проведение самодиагностики

— анализ полученного результата

— вычленение наиболее выраженной проблемы.

Оборудование:  гаджет с установленным Viber, диагностический материал.

Ход занятия

         Приветствие.

         Представление педагога — психолога. Сообщение предназначение данной программы, сообщение целей и задач, а так же нацеливание на конструктивный диалог в чате.

         Основная часть.

         Предлагаю перейти по ссылке и пройти самодиагностику.

https://zen.yandex.ru/media/mamamobil_ru/test-proverte-naskolko-horosho-vy-znaete-svoego-rebenka-5eda3be320aa1076cdbda079

         Очень хорошо, если ваши результаты вас удовлетворили. Вы на верном пути! Участие в этой группе  кому-то принесет чувство самоудовлетворения, а кому – то поможет встать на более верный путь в решении вопросов, касающихся воспитания своих детей.

         Что нужно знать родителям в первую очередь?

Наши дети нам не принадлежат.

         Мы, как родители, нужны детям своим на определенный срок, чтобы помочь им вырасти, обрести самостоятельность и уйти по своему жизненному пути. Поэтому рассматривать ребенка как «личное имущество», «собственность» бессмысленно. При такой позиции неизбежен конфликт и, как следствие, разрыв отношений на духовном уровне.
        Ребенок – отдельная независимая личность и задача родителей – помочь обрести им независимость от нас. Ребенок не должен нести ответственность за выбор родителей родить его. Некоторые родители рожают детей с «выгодой» для себя: чтобы было кому в старости стакан воды подать. Такие родители манипулируют детьми, управляют ими с помощью чувства вины, и тем самым разрушают психику ребенка. Хочется спросить: откуда такая жестокость по отношению к собственному ребенку? Законы Вселенной гармоничны, и неизбежно последует период расплаты за содеянное: затравленную и загубленную Душу человека.

        Задача родителей – работать над собственной Душой, своими проблемами, чтобы не омрачать радостный период совместного роста Души человека. Расчищая путь от накопившихся в прошлом проблем, вы поднимаетесь на новый уровень отношений со своим ребенком, потому что ваше сознание уже не так искажено полученными травмами.
         2. Каждый ребенок, независимо от возраста, достоин уважения.
         Ребенок – это такая же личность, как и мы с вами, взрослые. С той лишь разницей, что он беззащитен. Но, согласитесь, как может сильный (взрослый) обижать слабого (ребенка)? К сожалению, в жизни происходит наоборот: то и дело слышу и вижу, как родители измываются над своими детьми. На каком же уровне развития сознания находятся такие родители? Удовлетворяя свои низшие потребности (во власти, в превосходстве), родители подавляют личность ребенка, рост Души не происходит и ребенок вынужден оставаться в недоразвитом состоянии, даже став взрослого.

         «…..Вот один из типичных образцов недоразвитого взрослого: мужчина 50 лет, который не способен принять самостоятельного решения и по любому поводу бежит к мамочке. Знакомо?»

         Неуважение ребенка в детском возрасте чревато отсутствием самоуважения у взрослого. Такие люди часто не имеют своей точки зрения, ведомы, ищут авторитетов. Неуважение самого себя делает их зависимыми от других людей и часто бывает причиной возникновения химических зависимостей: такой человек внутри ненавидит себя, не видит свою ценность и мучается от негативных чувств, возникающих от приобретенного в детстве опыта неуважения и даже унижения личности ребенка…..»
         3. Картина мира ребенка формируется ближайшими родственниками.
         Очень важно знать, какое влияние на формирование картины мира (каков он, что такое добро и зло, мое место в нем) оказывают на ребенка ближайшие родственники: родители или люди, их заменяющие; какие послания они несут этому ребенку.

         При благоприятных обстоятельствах (ребенок хорош сам по себе, нужен, любим) начинает формироваться базовое доверие к миру. Ребенку очень важно утвердиться в том, что его дом, родители самые лучшие. И картина мира этого ребенка состоит из принятия, доверия, любви, радости, самоценности.
         Итак, первым признаком формирования картины мира будет отношение к ребенку значимых взрослых.

         Кроме этого, знакомство с окружающим миром через потешки, колыбельные песни, прибаутки, сказки, личный контакт с ребенком также формирует его картину мира. Именно через народное творчество, фольклор ребенок узнает о мироустройстве.

        Мало узнать о картине мира, ее нужно закрепить. Это происходит через материализацию (рисунки, рассказы). То, какие вы будете читать ребенку сказки, петь песни – от этого зависит формирование мировоззрения маленького человека: что он понесет в большой мир – Добро или Зло, Созидание или Разрушение, Любовь или Ненависть, Веру или Неверие…
         4. Ребенок понимает больше, чем вы думаете.
         Многие родители позволяют себе при ребенке обсуждать вопросы, которые ему (ребенку) будут не полезны, даже вредны. Такое расхожее понятие «Все равно ничего не понимает, маленький еще» , с одной стороны, показывает неуважение, пренебрежение к ребенку, а с другой, разрушает картину мира ребенка.

         Ребенок понимает больше взрослого, поскольку его сознание открыто и не засорено установками, стереотипами и т.д. Он не умеет это связать в логическую цепочку, высказать, но след в Душе от знания остается и запечатлевается. Порой, тяжелый и мучительный след. И потом ребенок несет отпечаток в Душе своей через всю жизнь…

         «Скажите, как, будучи в утробе матери, ребенок понимает, что он нежеланный, его не хотят рожать?». Он это чувствует и страдает, потому что он любит, безусловно, свою мать и понимает, что своим появлением на свет он причиняет ей боль. И он готов на себя взять любые испытания, чтобы уменьшить страдания матери…

         Ребенок – духовное существо, он открыт для Любви и Знания. И только попадая в человеческий мир, с помощью родителей он переучивается, чтобы стать «человеком». Как все. Поэтому, нужно отдавать себе отчет в том, что вы говорите в присутствии ребенка для сохранения его Души, психики.
         5. Ребенок любит, безусловно.

         Малыш приходит в этот мир с открытым сердцем, чистою Душой… Он знает только безусловную Любовь. Вы когда-нибудь наблюдали за детьми? Как открыты их глаза, как искренне они улыбаются и тянут руки вам навстречу! Малыш не сомневается, что он любим. И это от того, что сам он любит. Он вас искренне считает другом, готовым помочь ему стать взрослым, набраться опыта, научиться жизни.

         Но взрослые, уже лишенные этой детской чуткости и открытости, не понимают зачастую поведения и желаний своего ребенка. И вот, травмируя высказываниями или какими-то неосторожными действиями ранимую психику (Душу) ребенка, они наносят непоправимый урон этой детской Любви. Ребенок понимает, что этот мир для него небезопасен, если даже самые близкие люди способны причинить боль… Мало помалу он начинает закрываться, чтобы не переживать травм. Уже и Любовь боится открыто выражать. И чем больше травм получает маленький человек, тем больше закрывается, тем больше недоверия и подозрительности возникает.
         И часто такие дети бывают грустны, задумчивы, пассивны.
Задача родителей – как сохранить эту чистую невинность, как помочь малышу остаться открытым и любящим? должна стоять во главе первых, наряду с вопросами питания.

         Мы много думаем о материальной стороне воспитания, и редко кто из нас задается вопросами воспитания Души. А ведь это намного важнее, чем научиться правильно писать и читать. Ведь разумен не тот, кто обладает информацией, у кого натренирована память и поэтому он много знает, разумным можно назвать того, у кого высокий уровень Сознания.
         Поэтому первостепенной важностью для нас, родителей является задача формирования Души и сохранения Любви, присущей от рождения ребенку.

         Предлагаю вам 9 занятий на следующие темы:

  • —  Возрастные кризисы. Как распознать? Что делать?
  • — Построение теплых отношений с ребенком 3-5 лет.
  • — Как преодолеть кризис 6-7 лет.
  • — Кризис 10-11 лет.
  • — Кризис 13-15 ( мальчики)
  • -Учебная мотивация
  • — Детско — родительские отношения.
  • — Что такое конструктивное поведение?
  • — Саморегуляция, самоконтроль помощник в общении.

         Заключение.

         Если у вас возникли вопросы и предложения по работе в данном чате, с интересом рассмотрю и учту все пожелания.

Занятие 2.

Возрастные кризисы. Как распознать?

Цель: повышение грамотности родителей, для комфортной социализации детей.

Задачи:

— дать понятие возрастные кризисы;

— влияние на поведение в социуме в том или ином возрасте.

Аудитория: родители (законные представители) Бирилюсского района.

Оборудование: гаджет с настроенной сетью интернет.

Ход занятия.

         Возрастные кризисы – это переходные стадии в развитии, которые характеризуются изменениями в психике, это явление закономерно. Для одних людей они проходят практически без последствий, для других – более болезненно.
         Кризисы возраста у человека

         Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам: Первого года; Трех лет; 6-7 лет; 13-15 лет; 18 лет; 30 лет; 40-45 лет; после 55 лет (предпенсионный).

1) Докризисный период.

2) Собственно кризис.

3) Посткризисный период.

         Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку. Последовательность появления: Кризис первого года жизни.

         Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.

         Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.

         Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: «гримасничанье» и «важничанье». По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.   

         Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.

         Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться «наркотическая» или «алкогольная зависимость». Взрослые часто не понимают подростков.

         Следующий возрастной кризис приходит на 18-летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.

         Далее идет так называемый «кризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают. Кризис среднего возраста.

         Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.

         Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.

         Обратите внимание! В каждый период кризиса возрастают разногласия между ограниченными возможностями, новыми потребностями и социальным опытом (реакцией близких).

         Кризис возраста наступает внезапно и также исчезает. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть продуктивными и деструктивными.

         Большинство психологов считает, что кризис является важнейшей предпосылкой личностных изменений, природа которых может быть либо позитивной: конструктивной, творческой, интегративной, либо негативной: деструктивной, разрушительной.

         Важно! Психология говорит, что преодолеть кризис можно самостоятельно, но лучше, если помогут близкие.

               Итог: напишите мне, пожалуйста, можете ли вы связать происходящее в вашей семье именно с прохождением того или иного возрастного кризиса и в чем вы видите эти проявляется.

Занятие 3.

«Построение теплых отношений с ребенком 3-5 лет».

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

Задачи:

— дать понятие «кризис 3-х лет».

— выработка стратегии поведения.

Аудитория: родители Бирилюсского района.

Оборудование: гаджет с настроенной сетью интернет.

Ход занятия.

Построение теплых отношений с ребенком 3-5 лет, или как сделать так, чтобы тебя слушался твой малыш?

       Часто родители сталкиваются с проблемой, что малыш, не слышит или все чаще и чаще делает вид, что не слышит их просьбы. И само собой, возникает вопрос: как сделать так, чтобы мой собственный ребенок откликался, и выполнял мои просьбы? При этом очень непросто, после 5 обращений, не раздражаясь, и срываясь на крик, научиться строить с малышом экологичные отношения.
      Понятно, что без психологии здесь не обойтись. Почему малыш может так делать?

1. Скорее всего, он копирует вас. Присмотритесь к тому, сколько раз он обращается к вам, прежде  чем вы сами ему отвечаете на вопрос. Если вы увидели, что сами отвечаете не сразу, меняйтесь и тогда малыш скопирует вашу модель поведения. Ответ давайте с первого запроса,  либо озвучьте, что сейчас не сможете ему помочь, но вы его слышите и обязательно сделаете то, что он вас просит.

2. Второй причиной может быть следующее. Внимание ребенка именно сейчас, полностью чем-то захвачено: мультик, рисунок, игра, либо что — то другое. Постарайтесь установить зрительный контакт, и когда удостоверились, что внимание ребенка сконцентрировано на вас, озвучивайте просьбу.

3. Еще одна причина. Для ребенка, бывает ваша просьба, не по силам, и в прошлый раз у него не вышло ее выполнить. Но вы, к сожалению, не заметили это, и еще и отругали его. Просто помогите первые разы ему выполнить вашу просьбу, и обратите на это, его внимание, на то, что у него все получилось,  он справился отлично.

4. Очень частая причина. Вы потеряли авторитет в глазах ребенка. Ранее не выполнили обещание, обманули, забыли о его просьбе. Проговорите малышу, то, что вы понимаете, почему он не отвечает на ваши просьбы, и игнорирует их. Признайтесь ему, что вам стыдно, что так вышло и что больше этого не повторится.

5. Есть еще одна причина, ребенок просто включил бунт. Он чувствует, что его мнение не учитывают, и потому интуитивно включает «молчанку». Вы естественно реагируете, на такое его поведение. А он получает, таким образом, ваше внимание к себе и своим потребностям в общении.

       ИТАК, причин может быть и больше, это часто встречаемые их всех.

       Приемы, которые помогут наладить отношения с малышом до уровня, уважения и молниеносного взаимопонимания. Постарайтесь не забывать о том, что очень важно не продолжать поступать так, как вы делали ранее.

Именно в возрасте 3-6 лет ребеночку очень важно родительское одобрение и присутствие в его играх, а значит, зарождение авторитетов его жизни, мамы и папы. Еще пару тройку лет, и ему перестанет это быть важным. Ближе к 7 годам он начинает искать авторитетное мнение своих сверстников, и если не установить контакт сейчас, позже это будет сделать еще сложнее. Поэтому, не теряйте время, планируйте каждодневное общение со своим ребенком.
      Теперь, как сделать так, чтобы малыш был в восторге и с нетерпение ждал эти полчаса или час, когда мама или папа будет с ним играть…

— Станьте сами, на время общения с ребенком, маленьким 5 летним малышом. Балуйтесь, скачите, рисуйте, жульничайте в игре с ним. Вспомните, как это было в детстве, и побудьте в душе сверстником вашего малыша.

— Каждый раз придумывайте новые забавные игры. Благо в Инете есть их огромное множество. Напомню некоторые: «В какой руке?», «Найди спрятанный носок», «Кто дольше простоит на одной ножке», «Поиграем в прятки», «Я рисую тебя, а ты меня» и многое другое.

— Во время игры, общайтесь с ребенком, как с равным. Иногда говорите как взрослый с взрослым, а если нужно, сами покапризничайте, как малыш. Иногда прикиньтесь младшим, пусть он поиграет с вами взрослую роль (очень забавно в этот момент, увидеть себя со стороны, в миниатюре).

— Просите ребенка о помощи. И доверяйте ему помогать вам в домашних делах.     Сейчас, в этом возрасте он очень хочет вам помогать, и пока он этому просто учится. А к 8 годам, он привыкнет, что вы все делаете сами,  и уговорить его будет невозможно, хотя вроде бы по возрасту ему уже можно доверить уборку.
Что именно:

Просите помыть посуду (поверьте, взрослые чаще бьют посуду, чем дети)

Вместе мойте или пылесосьте полы.

Вместе готовьте ужин.

Привлекайте ребенка во взрослую, настоящую жизнь.

Ребенку становится интересно быть рядом с вами, и не скучно ждать вас, пока вы все сделаете. Он чувствует важность своих действий. С одной стороны вы приучаете ребенка к домашним делам, с другой, незаметно налаживаете ваши отношения.

          Итог: предлагаем вам совместно с вашими малышами провести совместный досуг: выполните поделку из пластилина, почитайте или привлеките к совместной уборке. Порадуйте нашу группу вашими фото.

Занятие 4.

Тема: «Консультация для родителей подготовительной группы. Кризис 6-7  лет».

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

Задачи:

— дать понятие «кризис 6-7-х лет».

— выработка стратегии поведения.

Аудитория: родители Бирилюсского района.

Оборудование: гаджет с настроенной сетью интернет.

Ход занятия.

        Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всем протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их прогрессивному поступательному развитию и важнейшим условием его осуществления. Через нее дети осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своими эмоциями и поведением. Через игровое взаимодействие с различными предметами они познавали окружающий мир. Рано или поздно наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства, предметы-заменители и игрушки, «сказочные» персонажи и роли уже не могут заполнить разрыв между простейшими утилитарными знаниями и умениями дошкольников и их потребностью познать мир во всей его полноте и сложности, уяснить скрытую от восприятия внутреннюю причинность событий, научиться предвидеть результаты собственных разнообразных воздействий. Дети стремятся стать равными взрослым, которые обладают, по их мнению, уникальными, бесценными качествами всезнания и всемогущества. Ведь именно взрослые знают ответы на все вопросы, именно им все позволено, именно они решают, как будет протекать жизнь окружающих их людей, какие события желательны, а какие нет.

      В стремлении стать взрослыми дети уже прошли несколько ступеней. Они опробовали такие приемы, как пребывание в одной ситуации со взрослыми («Папа, можно, я вместе с тобой буду?., пойду?..») подражание их поведению и действиям («Мама, можно, я тоже попробую?..») принятие на себя роли взрослого в сюжетно-ролевой игре в семью, в магазин, в больницу и т. п. Однако достигнутый ребятами уровень интеллектуального развития позволяет им ясно осознавать, что эти приемы оказались недостаточными для того, чтобы действительно стать равными мамам и папам. Они понимают, что собственного опыта им явно недостаточно. Отсюда берет свое начало тяга детей к теоретическим обобщенным знаниям, которые не ограничиваются опытом одного человека, а накоплены человечеством в целом. Знания эти не явные, они скрыты, зашифрованы, и, чтобы проникнуть в суть различных теоретических знаков и символов, детям требуются помощники. Но кто возьмет на себя эти обязанности, детям пока неизвестно.

        Ситуация «хочу и не могу» старших дошкольников явно не устраивает. Они выбирают самые разнообразные формы протеста для выражения своего недовольства, ведь чем старше становятся дети, тем обширнее репертуар их действий. Например, ребенок начинает проявлять ревность и подозрительность в отношении родителей и других взрослых членов своей семьи. Девочки и мальчики навязчиво преследуют пап и мам, стараются не оставлять их наедине друг с другом, наивно полагая, что именно в эти моменты взрослые обмениваются какой-то особой информацией, скрытой от детей. Другой распространенной формой протеста является негативизм (отрицание). Он действует в отношении прошлого ребенка. Девчонки и мальчишки с недоверием относятся к тому факту, что когда-то они были малы, глупы и беспомощны. Это недоверие, психологическое отрицание распространяется на предметы одежды, которыми они когда-то пользовались, на их старые игрушки, книжки, высказывания. Им не верится, что раньше занятия кубиками, куклами, машинками доставляли им явное удовольствие, что это их каракулями изрисованы страницы книг. Все то, что два-три года назад вызывало восторг и восхищение, ныне вызывает у них лишь скептическое удивление. Былые любимцы валяются, пылятся по углам, свалены в кучу в ящиках. И хотя дети по-прежнему с восторгом рассматривают витрины, прилавки с игрушками, но привлекает их лишь разнообразие товаров, их сравнительная стоимость. Ребята тянутся к новой деятельности, игрушки уже не способны увлечь их по-настоящему.

        Часто дошкольники доходят до актов непреднамеренного вандализма. Так они пытаются переделать, усовершенствовать то, что имеют. Взрослые же воспринимают их действия как поломку, коверканье хороших вещей. Например, девочка стаскивает с куклы нарядное платье и наряжает ее в обрывки тюлевых занавесок, которые для нее символизируют бальный наряд, а для прочих лишь каприз и своеволие. Попытки изменить кукле прическу приводят к тому, что та лишается половины волос. Мальчики подвергают переделке свои старые машины, пытаясь создать из нескольких моделей одну супер-модель. Довести начатое дело до конца им удается далеко не всегда. Как результат — груда пластмассового и металлического лома. Все это не вызывает восторга у взрослых и родителей. Они упрекают своих отпрысков в отсутствии бережливости, неряшливости и расточительности. При этом дети выходят за рамки обычного послушания. Их не устраивают родительские указания — поиграл и убери, посмотрел и поставь на место. В присутствии взрослых старшие дошкольники часто вообще отказываются заниматься с игрушками.

        Кризис конца дошкольного детства может начинаться даже в 5-5,5 лет. Тогда он протекает более очевидно и болезненно. Если же время приближено к началу занятий в школе, то он может пройти сглажено, почти незаметно для окружающих. Средством преодоления негативных проявлений кризиса является создание условий для начала освоения ребенком учебной деятельности, где он может овладеть теоретическими знаниями, прежде всего азбукой, письменностью и счетом. Ведь в период кризиса формируется готовность к школьному обучению. И в этом состоит его положительное значение. Попытки многих родителей приобщить своих детей к научно-теоретическому знанию (как можно раньше научить читать, составлять слоги и слова, писать, выполнять арифметические действия, благо соответствующих книг, пособий, игрушек сейчас хоть пруд пруди) заканчиваются неудачей именно потому, что по срокам не совпадают с кризисом конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками и буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают красочно оформленные азбуки для самых маленьких. Но очень скоро они охладевают к этим занятиям, поскольку еще не миновали период игр-драматизаций. Их воображение пока господствует над разумом. Попытки же взрослых закрепить, отработать, казалось бы, сформированные умения ведут к упрямству и капризам.

       И только совпадение по срокам систематического обучения науками (в школе или в домашних условиях) с кризисом 6-7 лет, то есть моментом, когда игра исчерпала свои развивающие возможности и на смену игровой мотивации пришла глубокая познавательная мотивация, а вместе с ней и готовность к обучению, дает стойкие положительные результаты. Если дети охладели к играм и забавам, дайте им в руки книжную премудрость, оградите их от житейских забот, и тогда вы получите колоссальный толчок к их дальнейшему развитию. Оно теперь будет направлено на повышение уровня интеллекта и возможностей саморегуляции. Ребята вновь обретут желание подчиняться взрослым, слушаться их, но лишь в ситуациях учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом для них станет тот, кто поможет им войти в мир научного знания. Но этим лицом не всегда уже будут родители. На их место встанет учитель, педагог, ведущий детей к новому знанию.

        Кризисы (и кризис семи лет) занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, «революционный» характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа (в данном случае дошкольного) и начала следующего (школьного).

        Старший дошкольный возраст это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становиться более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер, чем в кризисе трех лет.

        Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит «вертлявой» походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый шутовской характер, вызывающий не улыбку, а осуждение. По мнению Л.С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности». Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

        До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражения этих желаний поведении представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этом возрасте можно условно описать схемой «захотел – сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри». Его поведение понятно и легко «читается» окружающими.

        Утрата непосредственности и наивности в поведении дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы выливается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал».

       Осознание включается во все сферы жизни семилетнего ребенка: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности. Возможности осознания у ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений, в этом старший дошкольник отличается от взрослого человека. Наличие элементарного осознания своей внешней и внутренней жизни отличает детей 7 года от младших детей, а кризис семи лет от кризиса трех лет. Одним из достижений семилетнего кризиса является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других деятельность. Ребенок «выпадает» из привычной жизни, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Появляется стремление детей к социальному положению школьника и к учению, как к новой социально значимой деятельности (в школе — большие, а в детском саду только маленькие), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности стать помощником в семье.

         Существует связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньшие трудности, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся. Родители замечают, что «ребенок вдруг испортился», «всегда был послушным, а сейчас, как будто подменили», капризничает, голос повышает, дерзит, «кривляется» и т.д. Из наблюдений: дети подвижны, легко начинают и бросают игру, требуют внимание взрослых, спрашивают о школе, предпочитают совместными с взрослыми занятия игре. Они характеризуются как «очень активные, нуждающиеся в контроле, неусидчивые, непослушные почемучки». Такие дети, придя в школу, адаптируются за короткий период.

Как справиться с кризисом семи лет?

Советы для родителей

       Прежде всего, нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

       Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.

        Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

        Измените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

         Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

         Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя, во что бы то ни стало.

        Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.

        Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).

         Поощряйте общение со сверстниками.

         Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).

         Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).

         Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).

         Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит загружать, параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).

         Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

          Итог: Задания для всех участников! Предлагаю заглянуть в свои семейные альбомы  и поделиться фото ваших первоклассников. Проникнитесь атмосферой того времени и вытащите из глубины своей души те самые нежные чувства, которые испытывали в тот момент.