Дистанционная программа психолого-педагогической поддержки «В контакте с детьми»

Паспорт  программы

Наименование программыДистанционная программа  психолого-педагогической поддержки  «В контакте с детьми»
РазработчикиПедагог-психолог КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Бирилюсский».
Исполнители программыПедагоги-психологи, социальные педагоги КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Бирилюсский».
Основание для разработки программыПредоставление социальных услуг родителям и несовершеннолетним, проживающим на территории Бирилюсского района в режиме дистанционного взаимодействия.
Цель программы  Привлечь внимание родителейк собственному ребенку и его воспитанию посредством совместного просмотра короткометражных фильмов.
Задачи программы1. Определить короткометражные фильмы, положительно влияющие на психику несовершеннолетних и рекомендовать их родителям для совместного просмотра с детьми. 2. Повысить психологическую компетентность родителей путём расширения психолого-педагогических знаний. 3. Формировать доверительные отношениямежду детьми и родителями, умение взаимодействовать друг с другом.
Сроки реализации программыфевраль  – апрель 2021г.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность— гармонизация детско-родительских отношений за счет проведения совместного досуга родителей с детьми; — осознание родителями социальной ответственности, важности и необходимости уделять время своим детям.  
Участники реализации программыРодители, получатели социальных услуг Бирилюсского района.
Формы и методы реализации программы— дискуссии; — консультации для родителей; — групповое обсуждение; — информирование; — опрос.

                                             Пояснительная записка

Очень часто в современном мире родители заняты работой, обустройством быта и на ребенка не хватает времени. Дети, страдающие от недостатка внимания родителей, стараются привлечь его любыми доступными им способами – непослушанием, капризами и напротив – дети, получающие достаточное количество любви, ласки и внимания растут уверенными в себе людьми, хорошо развиваются и имеют меньше эмоциональных и личностных проблем.

Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов (психологов, педагогов). В сложившихся условиях пандемии, дистанционное взаимодействие с семьями является важным направлением деятельности специалистов социальной сферы.

         Актуальность программы заключается в том, что родители уделяют мало времени своим детям, поэтому они нуждаются в психолого-педагогической поддержке для того, чтобы научиться проводить свободные минуты с удовольствием и пользой совместно с детьми.

Для родителей данная программа может быть привлекательна тем, что не занимает слишком много времени и не требует специальных усилий. Однако дает возможность интересно провести время с ребенком, уделить необходимое ему внимание.

Цель: Привлечь внимание родителейк собственному ребенку и его воспитанию посредством совместного просмотра короткометражных фильмов.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

—  определить короткометражные фильмы, положительно влияющие на психику младших школьников и рекомендовать их родителям для совместного просмотра с детьми;

—  повысить психологическую компетентность родителей путём расширения психолого-педагогических знаний;

— формировать доверительные отношениямежду детьми и родителями, умение взаимодействовать друг с другом.

         Данная программа рассчитана на родителей детей младшего школьного возраста, проживающих на территории Бирилюсского района.

         Сроки реализации программы:

         Период реализации программы февраль – апрель 2021г. Периодичность занятий: одно мероприятие в неделю. При анализе проведенной работы возможно  продление программы при ее корректировке.

Формы и методы реализации программы:

Дистанционная онлайн программа включающая: опросы, дискуссии, консультации для родителей, групповое обсуждение, информирование.

Результатом деятельности будет выступать обратная связь, предполагающая отзывы и ответы на вопросы участников программы.

                                                 План мероприятий

дистанционной программы психолого — педагогической поддержки

Наименование мероприятийОтветственный, должностьСроки проведенияУчастники
1.«Как правильно смотреть мультфильмы с ребенком»  Центр семьи «Бирилюсский» Педагоги-психологи   Социальный педагог5 февраля 2021г.Получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
2. «Лили и снеговик»  Центр семьи «Бирилюсский» Педагоги-психологи   Социальный педагог12 февраля 2021г.Получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
3.«Барашек и кролень»  Центр семьи «Бирилюсский» Педагоги-психологи   Социальный педагог19 февраля 2021г.Получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
4.«Подарок»Центр семьи «Бирилюсский» Педагоги-психологи   Социальный педагог26 февраля 2021г.Получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
5.«О птичках»  Центр семьи «Бирилюсский» Педагоги-психологи   Социальный педагог5 марта 2021г.Получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
6.«Зачарованные»Центр семьи «Бирилюсский» Педагоги-психологи   Социальный педагог12 марта 2021г.Получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
7.«Власть заклятия»Центр семьи «Бирилюсский» Педагоги-психологи   Социальный педагог19 марта 2021 
8.«Один маленький шаг»Центр семьи «Бирилюсский» Педагоги-психологи   Социальный педагог26 марта 2021г.Получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
9.  «Луна»Центр семьи «Бирилюсский» Педагоги-психологи   Социальный педагог2 апреля 2021г.Получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
10.«Хранители плотины»Центр семьи «Бирилюсский» Педагоги-психологи   Социальный педагог9 апреля 2021г.Получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
11.«Песочник»Центр семьи «Бирилюсский» Педагоги-психологи   Социальный педагог16 апреля 2021г.Получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
12.«Лу»Центр семьи «Бирилюсский» Педагоги-психологи   Социальный педагог23 апреля 2021г.Получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ
13.«Похожие» Подведение итогов программыЦентр семьи «Бирилюсский» Педагоги-психологи   Социальный педагог30 апреля 2021г.Получатели социальных услуг в рамках 442 ФЗ

Ожидаемые результаты:

— гармонизация детско-родительских отношений за счет проведения совместного досуга родителей с детьми;

— осознание родителями социальной ответственности, важности и необходимости уделять время своим детям.

Мероприятие 1.

«Как правильно смотреть мультфильмы с ребенком»

Цель: повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей в вопросе просмотра мультфильмов.

Задачи:

— расширить представление родителей о влиянии мультфильма на ребенка и обогатить педагогические умения родителей по нравственному воспитанию детей;

— научить родителей анализировать мультфильмы и подбирать те, которые воспитывают в ребенке доброту, ответственность, сопереживание другим и т.д.;

— воспитать в родителях внимательное, заботливое, уважительное отношение к ребенку с помощью «семейных просмотров» мультфильмов.

Ход мероприятия.

Приветствие.

Представление педагога — психолога. Сообщение предназначения данной программы, сообщение целей и задач, а так же нацеливание на конструктивный диалог в чате.

Основная часть.

Рекомендации «Как правильно смотреть мультфильмы с детьми».

 В наш век технологий ребенок с рождения попадает в активную, разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации.

Именно мультфильм является одним из первых аудиовизуальных образов, через который ребенок начинает свой путь познания мира. И то, какие фильмы он смотрит, на всю жизнь определяет его нравственные и культурные ориентиры.

Если раньше мультфильму отводилось лишь небольшое время на телевизионном экране, то сейчас целыми днями можно смотреть мультфильмы по специальным телеканалам, или на телефоне. Несомненно, пока ребенок смотрит мультфильмы, можно отдохнуть или заняться домашними делами. Но! Нельзя недооценивать воздействие мультфильмов на психику ребенка. Мультфильм обладает огромным воспитательным потенциалом и может оказывать на воспитание детей как положительное, так и отрицательное воздействие.

Не все современные мультфильмы пропагандируют настоящие человеческие ценности. Некоторые формируют неправильную, негативную картину мира. Во многих современных мультфильмах наблюдается, как скрытая, так и явная пропаганда жестокости, агрессии и насилия. У детей формируется негативное восприятие мира и закладывается неправильное отношение к окружающим. Иногда родители задаются вопросом «откуда в их ребёнке могла появиться ложь, агрессивность, злобность и лень?» Ответ родителям нужно искать в том, что их дети смотрели и смотрят.

Слишком длительный просмотр негативно влияет на психику и эмоциональное восприятие ребенка. Из побочных эффектов длительного смотрения можно выделить:

— перевозбуждение;

— агрессию;

— утомление;

— нарушения зрения, внимания;

— дефицит движения.

Но с помощью мультфильма можно попытаться подобрать ключик к своему ребёнку и найти к нему психологический подход.

Правильный мультфильм может мягко и незаметно подтолкнуть ребёнка к процессу саморазвития, устранения своих детских недостатков, большей самостоятельности, искреннему трудолюбию. Мультфильм может быть эффективным воспитателем, т.к. сочетает в себе слово и картинку. У ребенка работает два анализатора: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

Ну, а если попросить своего ребёнка пересказать увиденный мультфильм, то это уже будет небольшой урок и тренировка связной разговорной речи и памяти, у ребёнка увеличиться словарный багаж, он будет учиться чётко и осмысленно выражать свои мысли и чувства.

А если вы попросите ребёнка попытаться продолжить сюжет мультфильма — это будет ненавязчивый урок логического мышления и фантазии.

При всем положительном эффекте мультфильмов их просмотр не должен становиться основным видом деятельности ребенка. Разработаны специальные нормативы просмотра телевидения и мультфильмов по требованиям Всемирной организации здоровья:

До 3х лет не рекомендуется допускать детей к просмотру любой видеопродукции. Детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) рекомендуется не более 30 минут в день.

Младшие школьники (от 7 до 10 лет) – 30-50 минут в день. Старшие школьники (от 10 до 18 лет) – от 1 часа до 3 часов в день.

Как смотреть мультфильмы с ребенком правильно.

Для того чтобы просмотр мультфильмов не вредил ребенку, придерживайтесь следующих правил:

1.     Смотрите мультфильмы вместе с ребенком.

 речь идет о мультике, который вам не знаком, совсем не лишним будет посмотреть его до того, как показывать ребенку. Зачем нужно смотреть мультфильмы вместе с ребенком?

Вы сможете ответить на вопросы ребенка или задать ему вопросы, которые помогут ему лучше понять содержание мультфильма и вынести из его просмотра что-то новое и хорошее.

  • Не используйте мультфильмы в качестве поощрения или наказания.

Этот прием кажется крайне эффективным, когда только начинаешь его применять, но со временем мы получаем капризы, манипуляции и неадекватное пристрастие ребенка к мультикам.

3. Не заменяйте мультфильмами другие игры и занятия с ребенком.

Пусть просмотр мультфильма будет лишь частью вашего плана занятий на день или неделю. Порисовали? Погуляли? Послушали музыку и потанцевали? Почитали? Вместе приготовили обед? Успели 8 раз обняться и признались друг другу в любви? Собрали пазл, полистали детскую энциклопедию, а до вечера еще далеко?! Ну ладно, тогда можно посмотреть мультфильм.

4. Используйте мультфильмы не по назначению.

Традиционно мультики включают тогда, когда нужно «занять ребенка». А вы попробуйте смотреть их, когда хотите «заняться ребенком», то есть побыть вместе и поиграть. Как тут помогут мультфильмы?

Оттолкнитесь от содержания мультика и устройте комплексное занятие сразу после просмотра (или даже во время просмотра). Например, вы можете:

— нарисовать или смастерить из подручного материала героев мультика;

— положить мультяшную историю в основу сюжетно-ролевой игры или викторины «вопрос-ответ»;

— придумать свой вариант продолжения мультфильма.

5. Смотрите правильные мультфильмы.

Качественные, учитывающие особенности детского восприятия, несущие «доброе и светлое». Просто честно задайте себе вопрос: чему научится мой ребенок, посмотрев это мультфильм? И если ответ вас устроит, смело начинайте просмотр.

Дорогие родители, не забывайте, что никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка с родителями, в котором он очень нуждается.

            Заключение.

Поделитесь, а какие мультфильмы любят смотреть ваши дети?